Ледник Менсу. Алтай. 1990 г.

"Самый лучший отдых - летом на Алтае:
Дождь стучится в мокрый тент над головой,
Мы сидим в палатке, тихо загораем,
А когда настанет осень золотая
Высушим палатки и пойдём домой."

Евгений Голиков

Маршрут: пос. Тюнгур - пер. Кузуяк (н/к, 1 840) - долина р. Аккем - Аккемское озеро - пер. Рига-Турист (1Б, 2 850, рад.) - пер. Делоне (2Б, 3 400, рад.) - пер. Титова (2А, 3 220) - пер. Тронова (3А, рад.) - пер. 50 лет КПСС (2Б, 3 200) - пер. Турист (1Б, 3 300) - пер. Большое Берельское Седло (3А, 3 520, рад.) - пер. Делоне (2Б, 3 400) - пер. Рига-Турист (1Б, 2 850) - р. Кучерла - пос. Тюнгур

Руководитель: Голиков Евгений.
Участники: Бородин Дмитрий, Бородина Ирина, Коваль Андрей, Назаренко Андрей, Соловьёв Александр, Филиппова Зоя, Цветков Александр, Ширяев Николай.

Замечательный поход в замечательном районе. Хотя с погодой нам и не повезло (выпало огромное количество снега), но Алтай навсегда остался в моей памяти как один из прекрасных уголков Земли.

Начиналось всё хорошо. Мы добрались на поезде до Барнаула, где друзья Зои приютили и накормили нас. Затем на автобусе мы доехали до Горно-Алтайска, откуда собирались улететь в посёлок Усть-Кокса.

Мы взяли билеты на самолёт (Ан-2) и пошли на регистрацию. И вот здесь-то нас и поджидала засада в лице сотрудников транспортной милиции. (В те годы было много угонов самолётов, и спецслужбы проявляли особую бдительность. Хотя даже ёжику с колючками было ясно, что на Ан-2 мы в Китай не улетим.) В зоне досмотра багажа нас ожидали усталый милиционер-мужчина и раздражённая чем-то милиционер-женщина. Нам категорическим тоном было велено распаковывать рюкзаки. На вопрос, а как же мы будем потом собирать вещи, мы же не успеем на самолёт, последовал равнодушный ответ, - "а это нас не интересует".

Так что нам устроили самый настоящий шмон. Рюкзаки разобрали у кого практически до конца (у барышень), а у кого только до половины (почти у всех мужиков). Искали всё подряд. У Зои бдительная милиционерша нашла флягу со спиртом, и тут же попыталась её конфисковать. Только апелляция руководителя к милицейскому начальству спасла ситуацию. Спирт нам вернули.

Когда же рука цербера в юбке нащупала в рюкзаке Шуры Цветкова канистру, он даже не переменился в лице.

- С чем канистра?
- Пустая... Эту фразу он произнёс таким тоном, как будто даже полному идиоту должно было быть ясно, что канистра может быть только пустая. После этого от Шуры отстали (содержимое в канистру была залито "с горкой" и не булькало). Мне повезло ещё больше: мои вещи досматривал мужчина. Он даже не стал сильно придираться к моим обеденным принадлежностям (ножу). Так что досмотр прошёл фактически без потерь.

Но это не означало окончательной победы. Когда мы подошли с мешками к самолёту, пилоты ужаснулись, и отказались брать на борт нас всех. Неудивительно: вес рюкзака у мужчин составлял под 50 кг (а у некоторых - и за 50 кг). Пришлось Саше Соловьёву лететь другим рейсом, но и то мы летели с открытой дверью кабины пилотов, - весь пол самолёта был завален рюкзаками. Хотя это обстоятельство только прибавило нам возможностей по обзору скользившего под крыльями самолёта пейзажа.

Успешно приземлившись в Усть-Коксе, мы продолжили путь в посёлок Тюнгур на автобусе. По дороге автобус сделал остановку в селении Катанда (почти Катманду!), где в местном магазине продавались резные деревянные ложки и настоящие вахруши (это такие укороченные сапоги, кто не знает). Саша Соловьёв и я возжелали немедленно прикупить себе по паре вахруш (нет, ну слово-то какое сочное!), но более уравновешенные товарищи нас отговорили. Мол, на обратном пути купите, а рюкзаки и так тяжёлые.

От посёлка Тюнгур грунтовая дорога ведёт через деревню и реку Кучерлу к перевалу Кузуяк. На подходе к перевалу мы заночевали на лесной поляне. В лесу во множестве росли кусты красной смородины, унизанные ягодами. Вечером прошла гроза, как будто предупреждая нас о погоде, которая будет сопровождать нас на маршруте. Однако следующее утро было ясным, и мы быстро подошли по пологой грунтовке к перевалу. На перевале Кузуяк сложено обо (пирамидка из камней), где надо оставить подарки местным божествам и духам (сойдёт и простой камушек). Но мы этого не сделали, о чём впоследствии часто вспоминали.

Только мы спустились в долину р. Аккем, как погода начала портиться. В течение следующих трёх дней дожди перемежались с туманами и краткими проблесками солнца. В результате, темп движения группы значительно снизился (идти по раскисшей тропе или продираться через мокрые кусты - удовольствие ниже среднего). Тропа идёт вдоль реки, местами поваленные деревья вынуждают искать обход по лесу. У одного такого завала несколько наших товарищей показали, как хорошо усвоили они технику, которой обучились на тренировках.

Представьте картину: тропа, окружённая мокрыми зарослями малины, в которые совсем не хочется лезть. И поперёк тропы на уровне груди и пояса лежит пара крупных брёвен. А под брёвнами - здоровенная грязная лужа. Что должен сделать настоящий турист, подойдя к такой преграде? Правильно, принять позу "упор лёжа" поперёк тропы и осуществить перекат на полусогнутых руках над лужей (с почти 50-килограммовым мешком за спиной). По крайней мере, Шура Цветков и Саша Соловьёв решили именно так. Тренер секции туризма МВТУ - Владимир Фёдорович Лизаев, - мог бы ими заслуженно гордиться. Сложный акробатический трюк у них получился!

А в это время два ненастоящих туриста - Женя и Ваш покорный слуга, - стояли на тропе метрах в ста впереди, и гадали, куда это подевались остальные участники. До нас не дошло, что проблемы вызваны брёвнами, которые мы спокойно обошли по ответвлению тропы, уходившему в сторону метров за десять до препятствия. Действительно, тяжёлый рюкзак здорово притупляет внимание и негативно сказывается на умственной деятельности. :))

К вечеру четвёртого дня похода мы подошли к стоянкам ниже Аккемского озера. (От усталости некоторые из нас уже потеряли ощущение времени и "поплыли".) На следующее утро был запланирован радиальный выход через перевал Рига-Турист. Мы должны были положить заброску на заключительную часть похода. Как у нас водится, без приключений не обошлось. На спуске с перевала, буквально в двадцати метрах от места заброски, Андрей Коваль поскользнулся и упал на спину. Всё бы ничего, но в рюкзаке у него лежала гитара. Но, как известно, нет худа без добра: работа по закапыванию заброски для нас сильно упростилась. Мы просто засунули то, что осталось от гитары в щель под камнем.

Следующим утром мы вышли по маркированной тропе от Аккемского озера в направлении Дружбинских ночёвок. Как только мы встали на пережор на правой боковой морене ледника, в очередной раз начался дождь. В поисках укрытия мы перетащили вещички под нависающий камень. Осталось только каким-то образом спасти от дождя примуса, на которых уже в автоклаве готовился суп. И тут Шура Цветков проявил чудеса героизма. Он просто перенёс подставку с горящим примусом и автоклавом. Вот ведь люди какие есть, ничего не боятся!

Шура Цветков несёт примус. Ну почти Прометей! 1990 г.

Шура Цветков несёт примус.
Ну почти Прометей! 1990 г.

После обеда мы дошли под дождём, плавно перешедшим в снег до Дружбинских ночёвок, где и встали лагерем. На следующее утро погода не улучшилась, но мы дошли до Томских ночёвок, хотя глубина свежевыпавшего снега на Аккемском леднике достигала уже 20-30 см.

На Томских ночёвках стоит палатка КСС человек на семь, в которую мы и втиснули наши тела. К утру следующего дня все уже пожалели, что не ночевали в своей палатке на леднике, - уж больно тесно и душно было в этом балаганчике.

В наших дальнейших планах была очередная заброска. На этот раз через перевал Делоне. На перевал мы поднялись довольно быстро (на льду лежало около 20 см снега, а в верхней части к тому же висела стационарная перильная верёвка). В этот раз обошлось без каких-либо приключений (больше гитар у нас не было).

А утром следующего дня по вполне хорошей облачной погоде мы прошли перевал Титова. Подъём на седловину прошёл практически пешком по осыпи, а вот на спуске пришлось вешать верёвку. Этому обстоятельству очень обрадовалась группа, шедшая нам навстречу, и как раз достигшая крутого участка. К сожалению, мы не догадались выклянчить у них какой-нибудь сувенир за амортизацию основных средств. :)

Начало подъема на пер. Тронова (3А). 1990 г. А если щелкнуть мышкой по фотографии, то можно посмотреть другой вариант.

Начало подъема на пер. Тронова (3А).
1990 г.

Спустившись на л. Менсу (Сапожникова), и дойдя до морены, разделяющей его центральную ветвь и правую часть, мы решили сделать разведку перевала Тронова. Увиденное превзошло наши самые смелые ожидания: перевал был красивый и довольно серьёзный. Похоже, у первопроходцев кончились "звёзды", и только поэтому категория перевала была обозначена как 3А. Дима Бородин, проходивший мимо в 1989 году, заметил, что у него даже не возникло мысли о том, что это - перевал. После детального осмотра было принято решение пойти не по явно лавиноопасной центральной части, а взять правее и выйти на перевал по ребру пика Героической Кореи (вот как повлияли на нас идеи чучхе).

Вернувшись в лагерь, мы обсудили перспективы прохождения перевала Тронова в такую погоду, и приняли решение для начала сделать радиальный выход в составе двух связок. В жертву общим голосованием было решено принести любимого руководителя, Диму, Андрея Коваля и меня. Следующим утром мы в связках, в кошках и касках, с кайлами в руках (ну прямо как большие дяди-альпинисты!) начали подъем. Два бергшрунда мы прошли со страховкой связка по связке, но вскоре крутизна склона увеличилась, и начался лёд. Так что пришлось организовывать страховку через ледобуры. Как мы ни старались избегать потенциально камне- и лавиноопасных мест, одна небольшая лавинка нас всё-таки задела.

Неприятностей нам она не причинила, но Андрей напугал меня до смерти.

- Лавина! - закричал он. Разумеется, я тут же плюхнулся на склон и прикинулся ветошью (деваться с точки страховки всё равно было некуда). Но это, как уже было сказано выше, оказалась не настоящая лавина, а пародия на неё. Меня только чуть-чуть присыпало снегом, но этого хватило, чтобы я перестал слышать ребят. И жду это я, вжимаясь в склон, когда же лавина мимо пройдёт... А остальные смотрят на меня сверху, и гадают: помер я, или только прикидываюсь? Но большая лавина так и не приехала; я встал, отряхнулся, и все успокоились.

Когда мы прошли около 18 верёвок, крутизна склона несколько уменьшились (до такой степени, что на нём задерживался снег). Я очень обрадовался этому обстоятельству, и закричал остальным, что вышел в мульду. Когда же они ко мне поднялись, то стали надо мной смеяться: видали идиота, который мульдой сорокаградусный склон называет.

Поднявшись ещё немного повыше, мы организовали на более-менее пологом участке пережор. Для этих целей у нас были припасены сухофрукты, шоколад, чай и колбаса. И вот тут открылось страшное: никто из шибко запасливых не взял с собой ножа (вот как стремились сбросить вес)! Пришлось Андрею кромсать колбасу лопаткой ледоруба.

Посмотрев на погоду, и оценив время для спуска, мы решили возвращаться. Когда мы повесили около 10 верёвок, лег туман и пошёл дождь со снегом. (А ещё говорят, что в тумане дождя не бывает, или это нас просто облаком накрыло?) Спускаться стало довольно неприятно. Особенно когда из тумана стали бесшумно вылетать крупные камни... А тут ещё пара ледобуров-самосбросов отказалась вывинчиваться, и за ними пришлось лезть, и потом спускаться с нижней страховкой на подгибающихся от усталости ногах.

Но, повесив 18 верёвок, мы успешно сбежали на пологий ледник, и в 21.50 уже были в лагере. Там мы узнали о некоторых подробностях нашей радиалки, вогнавших особо чувствительных участников в краску. Оказывается, из-за какого-то акустического каприза, все разговоры, которые мы вели, спускаясь в тумане, были прекрасно слышны в лагере. Учитывая используемый нами арсенал лингвистических средств страховки и самостраховки, нехорошо получилось...

На следующий день, мы, по здравому размышлению, решили идти через перевал 50 лет КПСС. Мы прошли перевал к обеду, и встали лагерем на закрытом леднике Куркуре напротив перевала Крепость. Следующие три дня мы потратили на попытку прохождения этого перевала и очередную отсидку в палатках из-за непогоды (снег с дождём, туман). Основной урок, который я извлёк из наших развлечений по прохождению бергшрунда: если бергшрунд можно обойти, его нужно обойти. Так что этот перевал действительно стал для нас неприступной крепостью.

Но погода не собиралась нас баловать, снег не прекращался. Поэтому нам пришлось вернуться через перевал Турист на ледник Менсу (продукты уже заканчивались). И нам ещё надо было каким-то образом достать заброску, которую мы оставили за перевалом Делоне. Проще всего это было сделать, пройдя перемычку "Бийчанка". Подъём на неё осложнялся рыхлым снегом. В сочетании с осыпью, лежащей под ним, это дало неповторимое месиво, которое совершенно замечательно проскальзывало под ногами. Но мы поднялись на перемычку по довольно крутому в верхней части склону, и закрепили перила.

Тут просто необходимо отметить героическую роль Зои как медицинского работника. :-) Если бы не она, я бы точно остался без рук. Когда я вылез наверх, помимо каски, ботинок и любимых "тёплых" капроновых штанов на мне были надеты только футболка без рукавов и анорак. Пока сидел на точке страховки, дожидаясь остальных (не меньше получаса придавливал своим весом ледоруб в рыхлом снегу), здорово дал дуба. Руки окончательно перестали слушаться. И Зоя героически растирала их до полного восстановления функционирования. За что я ей премного благодарен.

Но вот все вылезли на перемычку (особенно уставшие – с помощью товарищей), и мы пошли искать заброску.

Женя Голиков на подъёме на Бийчанку. 1990 г.

Женя Голиков на подъёме
на "Бийчанку". 1990 г.

Снег, выпавший после того, как мы положили заброску, сделал поиски интересными и увлекательными: перед нами была однообразная ровная белая поверхность. Нам помогло, что аналогичное занятие уже было подробно описано в русских народных сказках (см. инструкцию "Пойди туда, не знаю куда"). Так что заброску мы нашли, чему страшно обрадовались самые голодные из нас.

Следующим утром мы в связках поднялись на перевал Большое Берельское Седло, где и встали лагерем из-за уже ставшего привычным тумана. Поскольку делать было нечего, Зоя попросила начальника рассказать сказку. Сидевший в палатке руководитель в тёмных очках (с обожжёнными глазами), проникновенно произнёс:

- Вот встанем завтра, а на небе ни облачка, и солнышко светит.

Шутка имела грандиозный успех.

Следующим утром, поминая грехи тех из нас, кто был виноват в плохой погоде, мы спустились вниз в направлении перевала Делоне. И только мы дошли до того места, возвращаться от которого вверх было уже поздно (да и продукты у нас кончились), как, буквально за 10 минут, сильный ветер разогнал все облака, и засияло солнце. После такого случая самый заядлый материалист станет агностиком. (И такая погода продержалась остальные семь дней похода!!!) Но мы только сжали зубы (так сильно, что у отдельных граждан повыпадали пломбы), и пошли вниз через перевал Делоне.

Снега нападало уже так много (на склоне лежал слой 50-60 см), что мы просто сбежали вниз в связках за 10 минут. По хорошей погоде мы дошли до Дружбинских ночёвок, где и предались разложению под столь долгожданными лучами солнца.

Неспешно собравшись, следующим утром мы подошли под перевал Рига-Турист. Что забавно, подъём на устьевую ступень долины занял у нас ровно в два раза меньше времени, чем когда мы клали заброску. Вот что значит акклиматизация!

В цирке под перевалом Рига-Турист в изобилии растёт родиола розовая, известная также как "золотой корень". Это очень сильно тонизирующее растение, рассматриваемое многими как аналог женьшеня. По крайней мере, настойка этого корня на спирту имеет очень приятный цвет.

Сход лавины с Аккемской стены. 1990 г.

Перевал Рига-Турист мы прошли без проблем, и, пройдя по висячей долине, уже тронутой дыханьем осени, спустились по крутой тропе к Кучерлинскому озеру. Один вид озера возместил нам все предыдущие разочарования. Это действительно красивейшее место. Здесь мы встали на днёвку и устроили баню. Для бани мы сложили множество крупных камней и долго пытались их нагреть без особого успеха, пока не догадались накрыть их экраном из полиэтиленовой плёнки. После бани разгорячённый народ с криками кинулся в озеро, перепугав стоявших ниже по озеру плановых туристов.

Во время днёвки мы также занимались сбором грибов и смородины (на этот раз – чёрной). Эти дары природы росли в изобилии в окрестном кедровом лесу. К сожалению, в тот год не было урожая кедровых орешков, а то бы мы и их пособирали. Зато к нам в гости повадился ходить симпатичный бурундук, методично уничтожавший излишки каши.

Баня на Кучерлинском озере. 1990 г.

Баня на Кучерлинском озере.
1990 г.

А ещё у нас полыхнул "Огонёк" (как оказалось, эти примуса очень не любят перегрева). Зрелище было красивое и пугающее одновременно: струя пламени вырывалась из-под горелки на высоту около метра, и огонь полыхал, пока не выгорел весь бензин. Страшно подумать, что было бы, случись такая авария в палатке. Но поскольку всё произошло на открытом месте, на берегу озера, мы просто остудили примус и снова заправили его бензином. Пожар прошёл без последствий для работоспособности.
(Вообще "Огонёк" не самый лучший, и не самый удобный примус. Крышку для заливки бензина часто можно отвинтить только пассатижами, – неухватистая и греется сильно. Также, вероятно, альпинистам он подходит больше, чем большим туристским группам.)

За следующие два дня мы дошли до посёлка Тюнгур. Тропа в долине Кучерлы более обустроенная, чем в долине Аккема. Здесь алтайцы часто ездят на лошадях, поэтому поваленные деревья поперёк тропы не лежат. Примерно на половине расстояния от озера до деревни Кучерла на скалах справа по ходу можно увидеть наскальную доисторическую живопись.

Когда мы шли через деревню, навстречу нам вырулил пьяный в дым алтаец. Не говоря ни слова, он схватил Андрея Коваля за грудки и стал трясти. Андрей в долгу не остался, и остальным пришлось их разнимать. Пройдя ещё немного, мы увидели лежащий в кювете колёсный трактор с распахнутой дверью кабины. Не иначе, оттуда-то и выпал повстречавшийся нам персонаж.

Переночевав около моста через р. Катунь, мы на следующий день добрались на рейсовом автобусе до Усть-Коксы. Самолёта не было, и мы куковали в палатках, поставленных около взлётно-посадочной полосы. И так сидели бы мы долго, если бы не сотрудница аэропорта, спросившая нас, не хотим ли мы зафрахтовать самолёт?

Раскрывшие рты от такого неожиданного сервиса, мы поинтересовались, сколько это будет стоить.

– Конечно, только стоимость билетов, – последовал недоумённый ответ. Разумеется, мы сразу же возжелали зафрахтовать самолёт, а сами тем временем занялись приготовлением грибного супа.

Самолёт прилетел, когда мы доедали суп. К нам подошёл пилот, и спросил, не мы ли хотим лететь в Барнаул?

– А кто же ещё! – ответили мы. (Никого больше в радиусе километра не наблюдалось.)
– А когда полетим? – спросил авиатор.
– Вот доедим суп, и полетим.

Поэтому получилось так, что я попёрся на лётное поле со скороваркой в руках. В скороварке булькали остатки супа. Пришлось доедать прямо у самолёта...

Но так просто улететь нам не дали. Местный милиционер устроил выборочный шмон. Его намётанный взгляд выделил тех из нас, у кого мог оказаться золотой корень, который так удобно было бы изъять. Но, распотрошив два рюкзака, он успокоился, и пропустил остальных без детального досмотра.

Через несколько часов наш Ан-2, смешно подпрыгивая, приземлился прямо на поле (перпендикулярно основной полосе) в аэропорту Барнаула. Наш поход закончился, впереди была дорога домой, у кого поездом, а у кого и самолётом. Но с тех самых пор у меня осталось желание хотя бы ещё раз побывать на Алтае. Надеюсь, эта мечта исполнится.

Послесловие
Недавно я случайно наткнулся на форуме томского турклуба ТАКТ на обсуждение этой небольшой заметки. Некто М.В. писал следующее:
". . 21.09.2004 13:55 М.В..Томск
. . Поход только в чисто московском стиле - заявили пятерку, прошли тройку с кучей радиалок и с нехваткой километража, а защитили наверное как пятерку.
"

Специально для М.В. сообщаю: что такое "московский стиль" – я не знаю.
Но не пройденные до конца маршруты мы просто не защищаем. Так что справка за этот поход у меня отсутствует. ;)