Вид на Эльбрус от озера на спуске с пер. Сылтран. 1989 г.

"На Горе, что взметнулась на зависть другим,
На Горе, где десятки людей полегли,
Мы не то, чтоб лежим, и не то, чтоб сидим,
На клочке отвоёванной в склоне земли."

Евгений Голиков

Маршрут: пос. Верхний Баксан - долина р. Сылтрансу - пер. Сылтран (3 050, 1А) - долина р. Мукал - долина р. Мкяра - долина р. Субаши - пер. Джикаугенкёз (3 520, 1Б) - пер. Ирикчат (3 643, 1Б*) - Красные скалы Ачкерьякольского лавового потока - боковой кратер В. Эльбруса - пер. Ирикчат - долина р. Ирикчат - долина р. Ирик - пос. Эльбрус.

Руководитель: Голиков Евгений.
Участники: Белугин Алексей, Дятков Сергей, Коваль Андрей, Цветков Александр, Ширяев Николай.

Майские походы вообще интересны своей непредсказуемостью: никогда не знаешь, какая погода тебя ожидает. В этот раз с погодой нам явно "повезло". После успешного подхода мы заторчали на склоне Эльбруса чуть ниже бокового кратера Восточной вершины.

В этом походе я в первый раз увидел, как снег идёт сквозь капроновую палатку. Ветер достигал 40 метров в секунду, в общем, было весело. А тут ещё трое каких-то сильных товарищей в такую погоду решили совершить восхождение. Естественно, их сдуло со склона. Двоим повезло, - их выбросило к их же палатке в паре сотен метров ниже по склону. А третий оказался на камнях около нашей палатки (метрах в пяти), где он и тихо кончался. Но Шура Цветков услышал его стоны сквозь шум ветра, и заманил к нам в палатку при помощи ласковых слов. Наутро, отогревшись, и подождав пока погода станет получше, герой-восходитель спустился вниз.

Всего-навсего такая дырка в снегу, - вот и все следы того, что здесь проходил человек. 1989 г.

(Эта история имела продолжение. На следующий год в мае, спустившись на зелёнку, мы встретили группу, стоящую на днёвке. И мы бы спокойно прошли мимо них, но тут один из ребят уставился на Андрея Коваля:

- Эй, а я тебя знаю.

Оказалось, это была та самая группа, с которой мы встречались в прошлом году. Ох, и поили же они нас водкой... Мне аж завидно было. Спасибо вам, ребята, за гостеприимство!

Примечание 2000 года: товарищи тут меня поправили. Оказывается, нас всего-навсего тепло встретили, и даже сильно не поили. :)) А я уже и позабыл...)

Пока мы торчали в палатке, наши запланированные под восхождение и резервные дни успешно закончились. В результате было принято решение о возвращении вниз, как это ни было грустно.

На спуске тоже приключились две небольших истории. Сначала один из участников почему-то решил сойти с тропы и провалился в трещину (метров на 5-7, но без травм, только очки снегом залепило).

А пока устраивали работы по его "выниманию", у Шуры Цветкова порывом ветра унесло и сбросило с 50-метрового обрыва синтепоновые штаны, которые он взял у кого-то на время похода. Пришлось, чтобы их достать, организовывать самые настоящие спасработы с верёвками и прочими атрибутами.

Разумеется, как только мы спустились вниз, погода стала хорошей.

Хотя и здесь на обошлось без причуд природы. Когда мы сбросили высоту и оказались ниже зоны снегов, так на первой же зелёной полянке поставили лагерь. Отметив окончание похода, мы завалились спать. Проснувшись утром, мы увидели, что Эльбрус прислал нам прощальный подарок: весь лагерь был засыпан снегом...

Приятно вылезать из трещины с заляпанными снегом очками, когда знаешь, что добрые друзья уже фотографируют тебя на память. 1989 г.

(Женя Голиков фотографирует Андрея Коваля, 1989 г.)